Разработка электронных шаблонов

Лидерство

5.1. Лидерство и приверженность

Смысл Пункта 5.1 стандарта системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015 — обеспечить демонстрацию высшим руководством лидерства и приверженности посредством активной роли во взаимодействии в системе менеджмента качества, ее продвижении и обеспечении, мониторинге и доведении показателей деятельности и результативности системы менеджмента качества.

Способы реализации пункта 5.1 стандарта ISO 9001-2015 зависят от различных факторов, таких как размер и сложность организации, стиль менеджмента и культуры организации. Высшее руководство организации несет ответственность за реализацию Политики и достижение Целей в области качества, за выполнение показателей результативности процессов СМК СТБ ISO 9001-2015, за обеспечение качества продукции и(или) услуг, за постоянное повышение удовлетворенности заказчиков. Высшим руководством организации должна быть введена в действие документированная информация системы менеджмента качества (стандарты организации, карты/паспорта процессов, положения, инструкции и т.п.). Документированная информация системы менеджмента должна определять выполнение требований СТБ ISO 9001-2015.

Комментарий к п. 5.1

Требования пункта 5.1 Лидерство и приверженность СМК СТБ ISO 9001-2015, отражаются в следующих документах:

  • должностных инструкциях;
  • положениях о подразделениях;
  • приказах и распоряжениях по организации;
  • паспортах/картах бизнес-процессов;
  • организационной структуре и организационно-распорядительной документации и др.

5.1.2 Ориентация на потребителей

Смысл пункта 5.1.2 Ориентация на потребителей стандарта системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015 — обеспечение наглядной демонстрации высшим руководством лидерства и приверженности в поддержании ориентации организации на выполнение требований потребителей и увеличение их удовлетворенности.

Потребители — это люди или организации, которые приобретают продукцию и услуги организации. Однако, здесь также могут подразумеваться отдельные лица или организации, которые являются получателями продукции и услуг организации. Залогом выполнения требований СТБ ISO 9001-2015 служит выявление и удовлетворение нужд потребителей и, если это возможно, - превышение их ожиданий.

Комментарий к пункту 5.1.2 Ориентация на потребителей
В организации все сотрудники должны понимать, кто их потребитель — на какую целевую аудиторию работает каждый сотрудник. От того, на какого именно потребителя сориентирована организация, будет зависеть ее внутренний распорядок, построение процессов и развитие.


5.2 Политика 
5.2.1 Установление политики в области качества
5.2.2 Доведение до сведения политики в области качества

Смысл пункта 5.1.2 Политика стандарта системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015 заключается в обеспечении того, что Политика в области качества установлена, согласована со стратегическим направлением организации, включая понимание значения качества для нее и ее потребителей.

Политика в области качества описывает намерения и направление организации в той форме, как это сформулировано высшим руководством. Как правило, Политика оформляется в виде отдельного документа.
Высшее руководство должно приложить все усилия для того, чтобы система управления качеством была разработана, внедрена и приносила результаты. Для этого Политику системы менеджмента необходимо последовательно реализовывать и поддерживать в актуальном и рабочем состоянии.

Пункт 5.2.1 - в данном пункте указаны требования к содержательной части политики в области качества.
Пункт 5.2.2 - смысл настоящего пункта заключается в обеспечении того, что Политика в области качества доводится, понимается и применяется лицами в организации, и они смогут внести вклад в результативность системы менеджмента качества. Политика доступна для соответствующих заинтересованных сторон (политика в области качества может быть доведена различными способами, например: доски объявлений, сайт организации в сети Интернет, плановые совещания, при приеме на работу и т.п.).

Применяемые шаблоны документов для реализации требований:

5.2-01 Рекомендации по разработке Политики и Целей в области качества
5.2-02 Этапы разработки Политики в области качества
5.2-03 Политика в области качества

Вид сохраняемой документированной информации
Политика в области качества, доведение до сведения Политики в области качества


5.3 Роли, обязанности и полномочия в организации

Смысл пункта 5.3 Роли, обязанности и полномочия в организации стандарта системы менеджмента качества заключается в том, чтобы распределить соответствующие функции в отношении системы менеджмента качества для обеспечения результативности и достижения намеченных результатов.

Высшему руководству необходимо установить конкретные обязанности, ответственность и полномочия для выполнения работы и обеспечить, чтобы персонал организации понимал и был осведомлен об этом с помощью эффективного обмена информацией.

Обязанности, ответственность и полномочия могут быть возложены на одного или нескольких сотрудников. Такой сотрудник должен уметь принимать решения и эффективно управлять системой менеджмента и процессами. Важно подчеркнуть, полномочия могут быть делегированы, но общие обязанности, ответственность и подотчетность за систему менеджмента качества остаются за высшим руководством.

В настоящем подразделе нет требования к документированной информации СТБ ISO 9001-2015 , поэтому организация может выбрать способ определения, распределения и доведения полномочий, обязанностей и ответственности посредством, например:

  • документированных должностных инструкций, рабочих инструкций, руководств, процедур и т. д.;
  • обучения;
  • устных инструкций;
  • технических средств ограничения использования помещений/технологического оборудования;
  • ограничений по доступу к электронным базам данных и т.п.

Высшему руководству организации необходимо обеспечивать знание каждым работником, что он должен делать (обязанности), что ему позволено делать (полномочия), а также как обязанности и полномочия соотносятся друг с другом.

Применяемые шаблоны документов для реализации требований

5.3-01 Должностная инструкция представителя руководства по качеству (ПРК)
5.3-02 Матрица распределения ответственности в рамках системы менеджмента качества
5.3-03 Положение о Координационном совете
5.3-04 Положение о представителе руководства по качеству
5.3-05 Положение о рабочей группе по разработке и внедрению системы менеджмента качества
5.3-06 Положение о руководителе процесса системы менеджмента качества
5.3-07 Положение об ответственном за систему менеджмента качества
5.3-08 Пример должностной инструкции с учётом требований СМК