7.1.1 Общие положения
Смысл пункта "Общие положения стандарта системы менеджмента качества" — обеспечить, чтобы организация предоставляла ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015, а также для ее результативного функционирования.
При определении ресурсов, которые необходимо обеспечить, организация должка учитывать текущие возможности ее внутренних ресурсов (например: персонал, возможности оборудования, знания организации) и любые ограничения (например, бюджет, количество ресурсов, планы-графики).
При определении ресурсов системы менеджмента организация может рассмотреть анализ затрат в сравнении с выгодами от обеспечения таких ресурсов, используя при этом риск-ориентированное мышление. Решение должно быть принято на основе потребности в ресурсах, включая те, которые поставляются извне, и потребности в действиях для обеспечения выделения этих ресурсов.
Применяемые шаблоны документов для реализации требований
- 7.1-01 (1) Программа «Качество»
- 7.1-01 (2) Программа «Качество»
7.1.2 Персонал
Смысл пункта "Персонал стандарта системы менеджмента качества" — обеспечить уверенность в том, что организация обладает достаточным количеством человеческих ресурсов, необходимых для функционирования и управления ее процессами, а также для результативного внедрения и функционирования системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015, внимание должно быть уделено текущей рабочей нагрузке и компетентности соответствующих лиц для выполнения функций и ролей в системе менеджмента качества.
Комментарий к п. 7.1.2
Требования к объему человеческих ресурсов могут быть определены: в картах процессов, документированных процедурах, штатных расписаниях, бюджете и др.
7.1.3 Инфраструктура
Смысл пункта "Инфраструктура стандарта системы менеджмента качества" — обеспечить уверенность в том, что организация обладает зданиями, сооружениями, инженерными сетями, оборудованием и службами, необходимыми для постоянного обеспечения соответствия продукции и услуг ее потребителям.
Потребности инфраструктуры могут зависеть от видов продукции и услуг, предоставляемых организацией.
Комментарий к п. 7.1.3
Отсутствие надлежащей инфраструктуры может серьезно подорвать жизнеспособность СМК.
К инфраструктуре СМК СТБ ISO 9001-2015 в организации относятся: здания, сооружения, площадки, цеха, склады, лаборатории, оборудование, транспорт коммуникации, инженерные сети и др.
Состав инфраструктуры отражается в документах бухгалтерского учёта (ведомость инвентаризации), реестрах оборудования и техники, проектах производства, спецификациях и др.
Для обслуживания инфраструктуры СМК могут создаваться отдельные планы (графики ППР оборудования, акты осмотров зданий и сооружений и т.п.).
7.1.4 Среда для функционирования процессов
Смысл пункта "Среда для функционирования процессов" стандарта системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-2015 — обеспечить уверенность в том, что организация определяет и обеспечивает необходимую среду для функционирования ее процессов, чтобы способствовать производству соответствующей продукции и предоставлению соответствующих услуг.
Среда для функционирования процессов СМК - это та совокупность условий, как внутренних, так и внешних, в которых функционируют процессы СМК, и которая может повлиять на соответствие выходных потоков этих процессов установленным требованиям.
Комментарий к п. 7.1.4
Требования к среде для функционирования процессов могут быть определены, например:
- санитарных нормах и правилах;
- рабочих инструкциях, инструкциях по охране труда;
- технологической документации (технологических процессах, технологических инструкциях, технологических картах, рабочих инструкциях и др.).
Среда для функционирования процессов включает не только физические, экологические и другие факторы (такие как температура, влажность), но и социальные, психологические факторы, а также эргономику и чистоту.
7.1.5 Ресурсы для мониторинга и измерений (7.1.5.1; 7.1.5.2)
Смысл пункта "Ресурсы для мониторинга и измерений" (7.1.5.1; 7.1.5.2) стандарта системы менеджмента качества СТБ ISO 9001-201 — гарантировать уверенность в том, что организация определяет и обеспечивает соответствующие ресурсы для получения достоверных и надежных результатов мониторинга и измерения при проведении оценки соответствия продукции и услуг организации.
Ресурсы, необходимые для мониторинга и измерения, сильно различаются в зависимости от вида производимой организацией продукции и предоставляемых услуг, а также процессов, разработанных для системы менеджмента качества.
Применяемые шаблоны документов для реализации требований
- 7.1.5-01 ДП СМК 7.1.5 Управление оборудованием
Вид сохраняемой документированной информации по п. 7.1.5.1
Свидетельства годности к использованию по назначению ресурсов для мониторинга и измерений.
Вид сохраняемой документированной информации по п. 7.1.5.2
Основа, использованная для калибровки или поверки средств измерений, в случае отсутствия эталонов, имеющих прослеживаемость до международных или национальных эталонов.
7.1.6 Знания организации
Смысл пункта "Знания организации стандарта системы менеджмента качества" — поддержание знаний, определенных организацией как необходимых для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продукции и услуг, а также содействие приобретению необходимых знаний с учетом меняющихся потребностей и тенденций.
Знания организации — это конкретные знания, полученные в результате совместного опыта или индивидуального опыта отдельных лиц. Знания используются или могут быть использованы для достижения целей в области качества организации или ее намеченных результатов.
Комментарий к п. 7.1.6
Люди и их опыт являются основой знаний организации. Сбор, передача опыта и знаний могут приводить к созданию новых или обновленных знаний.
Состав базы знаний:
- интеллектуальная собственность;
- сопроводительная справочная, юридическая и финансовая документация;
- производственно-технологическая информация;
- информация о корпоративных требованиях (стандарты, регламенты, положения, инструкции, правила, записи, др.);
- навыки применения различных технологий;
- информация о конкурентах, клиентская база данных;
- личный опыт и знания сотрудников.